Корпоративные споры – это конфликтные ситуации различного характера, которые возникают в процессе создания и управления юридическими лицами, а также прекращения их деятельности. В действующем законодательстве не приведено определения корпоративных споров (конфликтов).

Субъектный состав лиц, которые могут являться участниками корпоративного спора:

- участники и акционеры;

- сами юридические лица;

- органы управления организации;

- объединения организаций.

Корпоративные споры могут быть связаны со следующими факторами:

- регистрацией, реорганизацией и ликвидацией фирм;

- формированием, изменением и распределением уставного капитала;

- наследованием бизнеса;

- назначением, отстранением и приостановлением полномочий руководящих лиц, входящих в состав управленческих органов (порядок их рассмотрения отличается от трудовых споров);

- признанием недействительными совершенных сделок и возмещении причиненных убытков;

- выпуском и оборотом ценных бумаг;

- проведением собраний учредителей и акционеров;

- обжалованием решений руководящих органов;

- осуществлением сделок с долями ООО;

- внесением изменений в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц.

При рассмотрении дела в суде в предмет доказывания входят следующие обстоятельства и факты:

- право на обращение с заявлением в суд (наличие статуса учредителя, акционера, представителя управленческого органа);

- факт совершения сделки либо действия (бездействия) неправомерного характера;

- их связь с работой организации и нарушением прав заявителя;

- подачу искового заявления в рамках сроков, определенных действующим законодательством.

Особенности рассмотрения корпоративных споров установлены главой 28.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Особое внимание при рассмотрении корпоративных споров законодатель уделяет обеспечению доступа к информации о корпоративных спорах, иски по которым приняты к производству, а также прав на участие в судебных разбирательствах. В соответствии со ст. 225.4 АПК РФ, арбитражные суды публикуют на своих официальных сайтах информацию о делах и этапах их рассмотрения. В определенных случаях на заявителя по делу может быть наложена обязанность уведомления ответчика о возбуждении дела, а также информировании его об этапах его рассмотрения. Если эти требования не будут исполнены надлежащим образом, суд вправе наложить штрафные санкции.

Большое внимание со стороны суда к доступности информации о рассматриваемом корпоративном споре направлено на недопущение ситуаций, когда заявитель намеренно не сообщает (скрывает) информацию о судебном разбирательстве от иных участников корпоративных отношений, ввиду того, что зачастую заинтересованными в исходе дела лицами являются наиболее незащищенная категория – физические лица.

Меры, предусмотренные ст. 225.4 АПК, позволяют защитить владельцев предприятий от недобросовестных участников гражданских отношений.

Следующей особенностью рассмотрения дел данной категории является указание на возможность применения по заявлению Истца обеспечительных мер с целью недопущения причинения убытков.

Среди обеспечительных мер можно выделить следующие:

- наложение ареста на акции, доли и паи;

- запрет на совершение сделок с ними;

- запрет на принятие управленческим органов решений, связанных с предметом спора;

- запрет на выполнение сотрудникам организации этих решений и др.

Подробный перечень обеспечительных мер установлен ст. 225.6 АПК РФ.

Суд вправе применить одну или комплекс обеспечительных мер исходя из специфики ситуации. При этом такие меры не должны мешать нормальной работе организации. Для принятия обеспечительных мер необходимо доказать объективную необходимость их применения. Если доводы носят предположительный характер, деятельность юридического лица ограничению не подлежит.

Основной отличительной особенностью дел о разрешении корпоративных споров является тот факт, что, как правило, такой спор осложнен межличностными конфликтами среди участниками спора – учредителями, акционерами, исполнительными органами.

Именно в связи с указанным обстоятельством важно, чтобы юрист выполнял не только действия по правовому урегулированию возникшего спора, но и действовал в качестве посредника, «медиатора», не допуская дальнейшего развития конфликта, принимая меры к возможному примирению сторон и продолжению ведения успешного бизнеса. Часто внутрикорпоративный конфликт поссорившихся между собой учредителей или крупных акционеров приводит, фактически, к упадку бизнеса, закрытию успешно работавшего предприятия, что недопустимо.