Минфин и ФНС рассматривают возможность введения в РФ контроля за крупными расходами граждан.


Такой вопрос, по информации газеты «Ведомости», рассматривают Министерство финансов и Федеральная налоговая служба (ФНС). Введение такого механизма могло бы помочь Минфину и ФНС увеличить собираемость налогов из-за кризиса.

О том, что в рамках борьбы с «серыми» зарплатами может быть введён контроль не только за доходами, но и за расходами соотечественников, министр финансов Антон Силуанов заявлял в конце июня.

«Думаю, что надо постепенно осуществлять, но это не завтра, конечно. Нужно обсуждать и говорить о контроле не только за доходами, но и за расходами. Потому что, если человек живёт на пособие и имеет большие имущественные комплексы, дорогие автомобили, налоговая служба должна быть вправе спросить, за счёт каких источников это приобретено. Так делается во всём мире. В этом направлении мы сейчас думаем и ведём работу, предложения мы сформулируем осенью текущего года», — приводит слова Силуанова «Интерфакс».

Выступая на ПМЭФ-2016, министр финансов также заявлял о совместных с налоговиками планах подготовить к осени инициативы по выводу из тени «серых» зарплат. Там же Антон Силуанов сообщил, что его ведомство намерено бороться с теневой экономикой и повысить собираемость налогов.

«Это единственный путь. Нам надо принимать меры по сокращению теневой структуры и росту собираемости налогов», — говорил глава Минфина, добавив, что в прошлом году собираемость налогов ощутимо увеличилась благодаря работе ФНС.

По словам Тамары Касьяновой, инициативы по выводу зарплат россиян из тени и контролю расходов связаны с необходимостью ликвидировать бюджетную дыру. «Для этого ищутся всевозможные способы поднять доходы от налогообложения. Известно, что ФНС недополучает колоссальные средства из-за различных серых схем, но прежде всего следовало бы проверить высокопоставленных чиновников на предмет «нетрудовых доходов», поскольку именно они бывают причастны к многочисленным нецелевым бюджетным расходам. То есть задуматься о повышении эффективности расходования бюджета. Но для государства, наверное, легче создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя под усиленным присмотром. Хотя реализовать этот присмотр для каждого будет довольно затруднительно, это потребует немалых временных и управленческих затрат», — рассуждает Касьянова.

На жизнь обычных россиян с небольшими доходами, по словам эксперта, механизм по контролю за расходами вряд ли повлияет. ФНС заинтересована в «крупной рыбе».

«Конкретные механизмы этого контроля неизвестны, поэтому пока можно только предположить, что когда он будет запущен, то каждый россиянин, совершающий крупную покупку, будет обязан так или иначе отчитываться перед государством и при необходимости платить налог», — не исключает она. Как может осуществляться контроль за расходами?

Налоговики имеют достаточный функционал и доступ к данным граждан, чтобы осуществлять контроль за крупными расходами. Дело в том, что ведомство агрегирует данные от ГИБДД и Росреестра, где фиксируется информация об уплате транспортного налога и сделки физлиц.

«Существует также покупка антиквариата, произведений искусства, недвижимости за границей. Что касается переводов за границу, то может помочь Росфинмониторинг, который будет более плотно взаимодействовать с ФНС. Кстати, покупателей могут обязать выплачивать крупные суммы только безналичным способом. Труднее всего, вероятно, будет отследить покупку антиквариата, ювелирных изделий и произведений искусства. Но обнаружение незадекларированных доходов — это ещё полдела. Нужно ещё доказать, что они нелегальны, а на это потребуется время и значительные управленческие ресурсы. Безусловно, в нынешних условиях контролировать всё население таким образом будет очень затруднительно, если только правительство не внедрит новые методы контроля и не увеличит управленческий аппарат», — поясняет Касьянова.