На днях Госдума приняла в третьем чтении, а Совфед сегодня одобрил законопроекты № 927133-6 и № 927406-6, направленные на введение уголовной ответственности за неуплату страховых взносов. Оба были внесены правительством полтора года назад, и оба подверглись существенным корректировкам к настоящему времени.

Законопроектом № 927133-6 вносятся изменения в УК и УПК. Поправки насчет неуплаты взносов, установленных НК, вносятся в имеющиеся "налоговые" статьи – 198 и 199. Меры наказания останутся по этим статьям теми же, которые действуют в настоящее время. Соответственно, наказание за неуплату взносов будет таким же, какое установлено за неуплату налогов.

Крупный и особо крупный размер по обеим статьям (198 и 199 УК) будут определяться действующими цифрами. Судя по формулировкам, недоимки по взносам будут приплюсовываться к налоговым, значит, при наличии долгов и по налогам, и по взносам, возрастает вероятность достижения крупного или особо крупного размеров (соответственно, возрастает вероятность наступления уголовной ответственности или ее более жесткого варианта при особо крупном размере).

В статье 198 УК, предназначенной для налогов физлиц, появится новое примечание о том, что в целях уголовной ответственности за неуплату взносов под физлицом понимается как ИП, так и "обычное" физлицо, производящее выплаты другим физлицам.

По-прежнему при совершении преступления впервые и уплате всех недоимок и штрафов уголовной отвественности можно будет избежать. Причем, аналогичную поблажку принятый закон вводит и для лиц, не перечисливших налоги посредством налоговых агентов – такое же примечание появится в статье 199.1 УК.

Кроме того, в статье 199.1 УК оговариваются параметры крупного и особо крупного размеров, которые для представителей налоговых агентов устанавливаются такими же, как и для случаев неуплаты налогов с организаций. Сейчас такое примечание в названной статье отсутствует.

Статья 199.2, которая сейчас называется "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов", будет касаться также и сокрытия источников уплаты взносов. Сроки принудительных работ и возможного лишения свободы по данной статье снизят с 5 лет до трех, остальные параметры наказания останутся теми же. Кроме того, вводится ужесточенная ответственность за сокрытие в особо крупном размере.

Несмотря на корректировку статей 198 и 199, законодатели все-таки вводят и новые статьи УК под неуплату взносов – 199.3 и 199.4. Касаться они будут соответственно взносов с физлица и с организации и распространяться только на взносы по "несчастному" соцстрахованию.

При неуплате таких взносов с физлица в крупном размере грозит штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты (дохода) осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до 360 часов. То же самое в особо крупном размере будет наказываться штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере зарплаты (дохода) осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. Параметры крупного и особо крупного размера для взносов с ИП в полтора раза меньше, чем по "налоговой" статье 198 УК.

Базовая ответственность за неуплату взносов на "несчастный" соцстрах с организации составит штраф 100-300 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до одного года. Вводится также более суровое наказание за совершение того же группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. Крупный и особо крупный размеры тут также примерно в полтора раза ниже, чем по "налоговой" 199-й статье.

Те, кто "прокололся" впервые, но все заплатил, по новым статьям также смогут избежать ответственности.

Этот же законопроект поправками в УПК вводит порядок направления налоговиками или органом ФСС материалов следователю, а также порядок действий последних.

Законопроект № 927406-6 устанавливает порядок взаимодействия ФСС со следственными органами, вводит в закон 125-ФЗ указание на возможность привлечения к уголовной ответственности.